Архив номеров НиТ

Учёные выявили факторы, способствующие безопасному вождению

Учёные из Техасского института транспорта и Хьюстонского университета рассказали о том, что, отлично ситуации, при которой отвлечение водителя на прочтение СМС-сообщения может увеличивать риск попадания в аварию, нахождение человека в состоянии задумчивости или эмоциональных переживаний может, наоборот способствовать безопасному вождению.

Специалисты сделали предложение 59-ти добровольцам совершить поездку на симуляторе автомобиля на одном отрезке пути четыре раза. В первом случае водитель ехал спокойно, не отвлекаясь на что-либо, в остальных попытках ему нужно было решить в уме определенные задачи, ответить на вопросы, которые должны были вызвать у него эмоциональную реакцию, или же ответить на текстовые сообщения. Все четыре испытания каждый доброволец проходил в случайном порядке.

Каждый из вариантов, исключая нормальные условия вождения, вызывал у добровольцев состояние нервозности. В случае, когда необходимо было ответить на текстовые сообщения, водители допускали опасное отклонение руля, что увеличивало риск попадания в аварию. Но остальные отвлекающие факторы способствовали более аккуратному вождению, чем в норме.

Согласно словам учёных, правдивым объяснением для данного наблюдения может являться активность зоны мозга, которая известна как передняя поясная извилина. В случае, когда наблюдается конфликт между различной деятельностью, данный участок отвечает за корректировку ошибок. В изучаемой ситуации конфликт происходит из-за когнитивных, эмоциональных и сенсомоторных факторов. Это способствует повышению уровня физиологического стресса водителя, из-за чего случается подергивание рук на руле.

Передняя поясная извилина является корректором движений рук, следящим за прямым вождением. Но для её верной работы необходимо, чтобы глаза водителя смотрели на дорогу. В случае с ответом на текстовые сообщения этого не происходит, из-за чего мозг не может предотвратить отклонение руля. Данное шестое чувство отказывает человеку, увеличивая риск аварии.

Учёные планируют начать разработку автоматических систем, которые возьмут на себя роль поясной извилины, сообщая водителю об опасном отклонении автомобиля или дрожании руля.

Источник