Архив номеров НиТ

Ответить на комментарий

Последняя попытка

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Опытный самолет TSR.2 в цехе окончательной сборки


В феврале 1957 года, вскоре после неудачной войны с Египтом за Суэцкий канал, министр обороны Великобритании Дункан Сандис представил парламенту «Белую книгу обороны», в которой излагалась новая военная доктрина. Не в силах предотвратить развал колониальной империи и обвиняя в этом Москву, он считал войну с СССР неизбежной и надеялся выиграть ее одним ракетно-ядерным ударом, потому новые корабли, танки и боевые самолеты ему больше не были нужны. Однако атомных ракет с достаточной дальностью у Англии пока не было, а стратегические бомбардировщики «Вэлиент», «Виктор» и даже новейший «Вулкан» не имели шансов в противоборстве с новыми советскими перехватчиками МиГ-21 и Су-9.

Еще хуже обстояли дела с тактическими носителями ядерного оружия. Министерство финансов продвигало идею замены устаревших бомбардировщиков «Канберра» самолетами Блекберн «Буканир» S.1, способными лететь на высоте 60 м со скоростью до 1040 км/ч. Но заместитель начальника штаба Королевских Военно-воздушных сил Великобритании (RAF) маршал Таддл упорно отказывался брать такой самолет на вооружение, потому что этот самолет не мог с баз в ФРГ и Скандинавии достичь основных целей на территории СССР. 17 июня 1958 года Таддл подал в Парламентский комитет по исследованиям в области оборонной политики свой проект тактико-технических требований GOR.339 к тактическому бомбардировщику. Не желая окончательно ссориться с могущественными лордами из Казначейства ее величества и продвигавшим ракетную доктрину Министерством обороны, он заявил, что за скромную сумму в 35 миллионов фунтов стерлингов к 1965 году может быть сделан «последний английский боевой самолет». И как в воду глядел…

Тридцать первого января 1958 года к участию в конкурсе проектов были приглашены фирмы «Авро», «Блекберн», «Бристоль», «Виккерс», «Де Хевиленд», «Инглиш Электрик», «Фэйри», «Хендли Пейдж» и «Шорт». Хотя прибыль ожидалась небольшая (ох уж эта скупость Казначейства!), заказ GOR.339 вызвал ажиотаж.

Люди, которые в то время заправляли в Министерстве обороны и в Казначействе ее Величества, видели в новом заказе возможность сократить чересчур длинную очередь за кусками военного бюджета путем объединения частных производителей вооружения, которых за годы мировой войны развелось слишком много, в концерны. Руководству «Инглиш Электрик» и «Виккерс» намекнули, что если они согласятся на слияние, да еще возьмут двигатели фирмы «Бристоль Энжинс» вместо заложенных в первоначальный проект перспективных ТРДФ разработки «Роллс-Ройс», то смогут рассчитывать на некоторые преференции.

Это было предложение, от которого невозможно отказаться — и процесс пошел: в 1963 году «Инглиш Электрик», «Виккерс-Армстронг», «Бристоль» и «Хантинг-Персиваль» объединились в контролируемый государством концерн «Бритиш Аэроспейс» (British Aerospace Co, сокращенно ВАС). Вскоре за ними последовали и остальные.
Министерство сдержало слово, мало того, в ноябре 1958 года оно добилось увеличения сметы вдвое за счет других программ, но и новые технические требования OR.343 стали жестче. Они оговаривали круговое вероятное отклонение при сбросе атомной бомбы не более 200 м, установку РЛС, способной выделить такую цель, как танк и вести самолет в режиме автоматического огибания рельефа. Была введена функция разведки, причем кроме фотоаппаратов всех типов и видов установки надо было иметь и радар бокового обзора, дающий четкое изображение местности, сооружений и техники на ней. Хотя самолет оставался тактическим, ему стали придавать стратегическое значение как единственному элементу британской военной машины, способному хотя бы теоретически поразить цель за «железным занавесом», в глубине территории Советского Союза.

Перейти к полному тексту статьи



Ключевые слова:

Ответить

1 + 11 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.