Архив номеров НиТ

Преступление и наказание

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Василий Великий. Изображение кисти Феофана Грека

Франсиско Гойя. Раскаяние


Каждый из нас с детства знает, что за преступлением обязательно должно следовать и наказание. При слове наказание наше воображение рисует штраф, исправительные работы, выговор, тюрьму. Однако в данной статье речь пойдет о наказании совершенно иного рода — епитимье. Епитимья — это церковное наказание, накладываемое представителями церкви за те или иные грехи и проступки. Сейчас церковь вправе накладывать епитимью на верующих только за отступление от церковных заповедей и канонов. Однако до революции 1917 г. церковь очень активно сотрудничала с органами светской власти — и епитимью накладывали не только за «грехи», но и за реальные уголовные преступления. Власть церкви над каждым прихожанином была колоссальна, и в течение жизни епитимья накладывалась неоднократно на каждого из них. Только тогда представители клира не ограничивались одними молитвами и постом, применяя зачастую реальное лишение свободы в виде ссылки в монастырь или даже на каторжные работы. Отметим, что понятие епитимьи присутствует во всех ветвях христианства — православии, католицизме, протестантизме и т. д. Наиболее нравственную и духовную форму епитимья обрела все же в православии.

По учению католичества, совершенный грех прогневляет Бога и разгневанный Бог наказывает виновного. Чтобы Господь не наказал грешника, необходимо принести удовлетворение правде Божией, адекватное совершенному греху. Как узнать вид и размер покаянных трудов, чтобы они соответствовали совершенному греху? Для разрешения этого вопроса у католиков существуют специальные книги — пенитенциалы, где подробно и точно описано, за какой грех какую необходимо исполнить епитимью. Католичество смотрит на кающегося как на виновного, степень вины которого определяет духовник в соответствии с указаниями в пенитенциалах и выносит решение о виде и размере наказания: епитимьи, которую должен понести виновный. В католичестве духовник — это строгий и справедливый судья. В католичестве главное не любовь, а справедливость, т.е. по заслугам наказать согрешившего. У католиков епитимья — это только судебное взыскание, адекватное греху, которое может иметь самые различные формы, вплоть до телесных наказаний и денежных штрафов. При этом нравственное состояние личности отходит на задний план. Главное — это соблюсти баланс между совершенным грехом и епитимьей. А.С. Хомяков считает, что католичество перенесло в церковь «полный механизм банковского дома». У католиков можно получить прощение без особых телесных и духовных подвигов путем приношения в храм материальной жертвы. Для того чтобы избежать ошибок в расчете с Богом за совершенные грехи, у католиков даже изданы «Таксы канцелярии римской Церкви», где четко определены размеры оплаты за самые различные грехи. Например: «Если двое сговорятся убить одного, получают прощение за 134 лиры 14 сольдо».

Перейти к полному тексту статьи



Ключевые слова: