Архив номеров НиТ

Дела банановые

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Броненосец «Independencia», Перу



Майским днем 1915 г., в самый разгар Дарданелльской операции, командир броненосца «Трайомф» получил сообщение, что в районе пролива, а затем и у Габа-Тепе заметили немецкую субмарину. С корабля привычно спустили противоминные сети, а рядом то и дело сновали эсминцы охранения. Бояться вроде бы было нечего... Но 25 мая корабль содрогнулся от страшного взрыва. Агония длилась ровно десять минут. В этот день Британский Королевский Флот лишился еще одного броненосца и 71 человек его экипажа. Так закончилась карьера самого непонятного броненосца английского флота...

В конце XIX в. резко обострились чилийско-аргентинские отношения. Причиной раздора стал вопрос о границах в Патагонии. Положение усугублялось тем, что обе страны имели почти равные флоты. Это только подхлестывало гонку вооружений. Аргентина в этом состязании сделала ставку на броненосные крейсера итальянской постройки, а Чили заказала в Англии два мощных броненосца «Конститусьон» и «Либертад». При сравнительно небольшом водоизмещении (всего 11000 т) они имели довольно слабую броневую защиту, поскольку ширина и осадка ограничивались возможностями доков в Чили. Но зато их четыре 254-мм орудия дополняла необычайно мощная средняя артиллерия из четырнадцати 190-мм орудий. Таким образом, каждую минуту корабль выбрасывал на борт по 5900 кг металла! Примерно на тонну больше, чем его соотечественники, и почти в два раза больше «Италии» с ее 431-мм гигантами, хотя по весу одного залпа «Либертады» уступали «Италии» в 2,5 раза.

Из наших статей читатель уже, вероятно, понял, что почти все ведущие морские государства переболели гигантоманией, но построить «платформы» под черырехсотмиллиметровые чудовища, кроме Италии, рискнули лишь в Англии да во Франции. Хотя, надо сказать, Обуховский завод испытывал 406-мм модель для флота, да и Крупп со Шкодой вели подобные изыскания. Спустя десятилетие мода сменилась. Главный калибр повсеместно остановился на уровне 305-320 мм, зато на первое место начала выходить скорострельность. Окончательный приговор мастодонтам подписала японо-китайская война. Японцы без единого броненосца, перебив весь китайский флот, доказали, что будущее за скорострелками.

В одно время появляются даже идеи вооружить броненосец исключительно пушками среднего калибра, но они не приживаются. Между тем как великие страны бросались из крайности в крайность, небольшие флоты уже давно доказали свое предпочтение кораблям с небольшим калибром. Да это и понятно: дешевые и быстроходные, они могли по приказу командования стать броненосцем и крейсером, обстрелять повстанцев и принять эскадренный бой, выйти на коммуникации противника или провести свой конвой… И находились эти корабли в строю подолгу, участвуя во всех перипетиях национальной истории.

Как ни странно, но в Латинской Америке одной из первых к заказу таких кораблей приступила небольшая Перу. Еще в 1865 г. для нее в Англии спускается на воду два броненосных корабля: башенный «Уаскар» и батарейный «Индепенденсия». Оба корабля имели таранный нос и полное парусное вооружение. В перерыве между Первой и Второй Тихоокеанскими войнами «Индепенденсию» капитально ремонтируют, установив на ней еще одно орудие. А спустя год оба корабля принимают довольно активное участие во Второй Тихоокеанской войне, возникшей из-за разногласий между Боливией и Чили, не поделивших богатую селитрой провинцию у себя на границе.

Первый же год войны лишил Перу обоих кораблей. Сначала в мае садится на камни «Индепенденсия» — и ее приходится взорвать, а потом в октябре в ходе абордажной схватки чилийцы захватывают «Уаскар» (см. «НиТ» №5 за 2008 г.). Капитально отремонтированный монитор долгое время верой и правдой служит новым хозяевам, сменив при этом множество профессий, начиная от учебного корабля и кончая транспортом, пока наконец заслуженный ветеран не встанет на вечную стоянку и не превратится в музей, напоминая молодому поколению о своей славной юности.

Война и чилийская оккупация полностью разорили страну. Перу становится больше не по карману приобретение сильных кораблей. Так что ее последними броненосными судами станет пара приобретенных в Соединенных Штатах старых мониторов, которые также нашли свою могилу в конце войны. Кстати, в 2007 г. экспедиция Чилийского университета из Сантьяго смогла найти останки одного из мониторов, что стало событием года в мире дайвинга.

Примерно в одно время с Перу начинает обновлять свой флот броненосцами и ее соседка — страна рабыни Изауры. Из всех латиноамериканских государств лишь Бразилии в наследство от бывших хозяев достался хоть какой-то флот. Да и вообще вся борьба за независимость этой страны более походила на дворцовый переворот. Но провозглашение независимости не решило всех проблем, и почти весь XIX век здесь проходит под знаменем борьбы с рабством. Именно под давлением республиканцев отрекается от престола в пользу своего пятилетнего сына первый король Бразилии Дон Педру I. Новый король, помня о примере отца, войдя во власть, сделает ставку в своей политике на сильные армию и флот. И все кампании, которые ведет в этот период Бразилия, она выигрывает, беря исключительно числом, а не умением. Вот почему все кампании проходят очень кровопролитно, а самой жестокой стала пятилетняя война с Парагваем. Маленький Парагвай, вступив на путь социальных реформ намного раньше своих соседей, вынужден был с 1865 по 1870 годы отбиваться от объединенной коалиции Бразилии, Аргентины и Уругвая.

К началу активных действий Бразилия располагала несколькими броненосцами береговой обороны, построенными незадолго до войны. Наиболее крупными из них был «Бразил» французской постройки (1518 т, 11,3 уз., по четыре 178-мм и 68-фунтовых орудия). А в 1865 г. Бразилия покупает все находившиеся в постройке парагвайские броненосцы. Из этой армады в 11 вымпелов погиб один «Рио-де-Жанейро», подорвавшись на минах 2 сентября 1866 г. Остальные прослужили до 80–90-х гг. Последними в 1905 г. идут на слом «Бразил» и «Лима Барруш» (бывшая парагвайская «Беллона» — 1330 т, 12 уз, четыре 178-мм ор.).

Перейти к полному тексту статьи