Архив номеров НиТ

Американская семерка. (МБР "Atlas")

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Конструктор ракеты Atlas Карл Боссарт

31 октября 1945 года технический отдел Американского Воздушного Командования, так назывались тогда ВВС США, запросил ведущие фирмы о предложениях по новым системам оружия, способным поражать цели на дальностях от 40 до 8045 км. В результате проведенных работ на вооружение поступил целый ряд ракетных систем. Среди них были крылатые ракеты Navaho, Snark, Matador и Mace, а также первая американская межконтинентальная баллистическая ракета Atlas. Конструкция последней оказалась настолько удачной, что она используется и до сих пор, правда, уже как ракета-носитель.

В конструкции "Атласа" использовались новейшие технологии и идеи своего времени, обеспечившие ей высочайшую весовую отдачу и точность доставки полезной нагрузки. Достаточно сказать о несущих тонкостенных баках, форму которых поддерживало внутреннее давление, жидкостных ракетных двигателях (ЖРД) с отклоняющимися камерами сгорания, отделяющейся головной части и инерциальной системе наведения с радиокоррекцией, По своей надежности Atlas ни сколько не уступал знаменитой ракете Р-7 Королева, и по праву разделил с ней одно место в истории мирового ракетостроения. Именно Atlas доставил на орбиту первых американских астронавтов и отправил автоматические аппараты к планетам Солнечной системы, а межпланетные зонды Pioner 10 и Pioner 11 уже вышли за ее пределы и летят сейчас к ближайшим звездам, неся на своем борту послание землян.
Теперь, когда вы немного познакомились с этой знаменитой ракетой, вернемся к истории ее создания. В первых числах ноября 1945 года письмо от военных пришло на фирму Consolidated Vultee Aircraft Corporation (Convair) в Сан-Диего. Составление предложений поручи-пи техническому директору недавно созданного отдела астронавтики Convair, талантливому инженеру, бельгийцу по происхождению Карлу Джону Боссарту (Karel J. Bossart). За полтора месяца его группа разработала два эскизных проекта беспилотных видов оружия с расчетной дальностью 8000 км — баллистической ракеты и дозвуковой крылатой ракеты с ТРД.

Ознакомившись с предложениями Боссарта, военные решили профинансировать проект баллистической ракеты. 19 апреля 1946 года с Convair заключили контракт на производство десяти опытных ракет под обозначением МХ-774 HiRoc (Hiroc - High-Altitude Rocket) и выделили для этого 1,8 миллиона долларов.
Работа над проектом началась в июне, после того, как группе Боссарта, состоящей из 60 человек, выделили проектные и производственные помещения вблизи небольшого городка Доуни (Downey) в Калифорнии.

Первым делом инженеры ознакомились со всеми доступными немецкими документами и деталями ракет V-2, вывезенными из Германии. В результате единодушно было решено не использовать в проекте немецкую концепцию.

Во-первых, V-2 возвращалась в атмосферу целиком. И если это было возможно для ракеты, имевшей небольшую дальность, то для ракеты с дальностью 8000 км и гораздо большими высотой и скоростью полета это было неприемлемо. Трение об атмосферу, так называемый аэродинамический нагрев, просто расплавило бы ее корпус...



Ключевые слова: