Архив номеров НиТ

Пламенное сердце

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Завод Акционерного общества «ДЕКА» в городе Александровск


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ГОД 1892-Й

Девятнадцатый век, век пара и электричества… Мир переживает индустриальную революцию. Россия, еще вчера отсталая аграрная держава, делает все, чтобы догнать Англию, Францию и Германию, стимулируя собственных деловых людей и привлекая всех желающих открыть новое дело из-за рубежа. В 1892 году гражданин Швейцарии Л.Ф. Дюфлон открыл в Санкт-Петербурге «Электротехническое ателье». В том же году он заключает договор о сотрудничестве с московским предпринимателем А.В. Константиновичем, владельцем технической конторы. Вместе они берутся за более сложные проекты, и вскоре фирма получила первые военные заказы. Прошло всего несколько лет, и ее механизмы и электрические устройства стали устанавливаться на строящихся на российских верфях броненосцах и на береговых артиллерийских батареях, потеснив импортную технику.

Расширяясь, в 1896 году Дюфлон и Константинович строят новый завод и основывают Акционерное общество «Дюфлон, Константинович и компания». Фирма «ДЕКА» помимо главного отделения в Санкт-Петербурге, которое возглавил сам Дюфлон, открывает филиал в Москве (руководитель Константинович). Скоро продукция «ДЕКА» становится широко известной, и представительства АО появляются в Харькове и Екатеринбурге, обслуживая промышленные регионы Украины, Таврии, Поволжья и Урала. Деловые связи растут вместе со спросом на технику высокого качества. Планируется открыть отделения в Кронштадте, Ревеле (ныне Таллинн), Николаеве и Севастополе. Для освоения новых видов продукции завод «ДЕКА» в Санкт-Петербурге оснащается новейшим импортным оборудованием, специально закупленным во Франции, в Англии и в Америке, но не гнушаются и своим.
Начало ХХ века отмечено началом покорения воздушной стихии. Появляются первые управляемые аэростаты — дирижабли и принципиально новый вид техники — аэроплан. Пока это еще не транспорт, а скорее развлечение. Занимаются строительством летательных аппаратов одиночки-энтузиасты. Тонко чувствуя стремительное течение прогресса, правление АО в 1910 году открывает «Воздухоплавательный отдел» в Санкт-Петербурге, чтобы поставить дело создания авиации на промышленную основу. В 1912 году АО «ДЕКА» участвует в конкурсе на постройку дирижабля для военного ведомства России. Дирижабль был построен в полном соответствии с полученным техническим заданием и испытан в 1913 году. Опыт был признан удачным и коммерчески выгодным, и в том же году была основана специализированная авиационная мастерская как структурная часть Акционерного общества «ДЕКА».

В СТЕПЯХ УКРАИНЫ

Когда грянула Первая мировая война, АО «ДЕКА» получило ссуды на расширение авиационного производства под выпуск аэропланов и моторов из отечественных материалов. Но пространства, материальных и трудовых ресурсов для выполнения новых планов в российской столице уже не хватало, и пришлось рассмотреть варианты постройки нового завода в провинции. Среди них оказался и городок Александровск Екатеринославской губернии (ныне это город Запорожье).

Перейти к полному тексту статьи



Ключевые слова: