Архив номеров НиТ

В непривычной роли лидера

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Барбетный броненосец «Neptune»

Еще не вошел в строй первый из барбетных броненосцев, как французы заложили следующую серию, уже из трех кораблей. «Маженту», «Марсо» и «Нептун», несомненно, можно рассматривать как серийные корабли, хотя они заметно отличались по внешнему виду. Но все различия находились выше верхней палубы и заключались в форме труб, мачт и надстроек. 370-мм орудия предшественников не вполне удовлетворяли французских адмиралов, и было решено возвратиться к 340-мм калибру — но уже новой, более мощной модели — с увеличением их числа до четырех. Для размещения орудий впервые была применена так называемая «ромбическая» схема: по одной установке в носу и корме, а две других — по бортам в середине корабля. Теоретически при таком размещении огонь по носу и корме могли вести три орудия из четырех — столько же, сколько стреляли на борт. Некоторые военно-морские специалисты считали, что попытка выстрелить из средних крупнокалиберных орудий по диаметральной плоскости могла привести к серьезным повреждениям надстроек, так что корабль пришлось бы ремонтировать не меньше, чем после вражеского обстрела. Тем не менее подобная схема расположения артиллерии — в силу ее теоретических достоинств — получила довольно широкое распространение в самых различных флотах (достаточно посмотреть на серию броненосцев типа «Цесаревич»/»Бородино», на которых артиллерия среднего калибра, по сути, была размещена все по тому же «ромбическому» принципу). Не удержались от соблазна даже англичане, построившие по французскому образцу броненосные крейсера типа «Уорспайт». Российский же императорский флот пополнился броненосным крейсером «Адмирал Нахимов», долгое время считавшимся сильнейшим и удачнейшим из броненосных крейсеров мира — причем «ромбовидность» расположения его артиллерии ничуть не мешала ему долго и удачно стрелять вплоть до торпедирования в Цусимском сражении.
Ради истины стоит отметить, что когда британский «Сан-Парей», систер-шип несчастливой «Виктории», рискнул произвести залп из своего главного калибра, расположенного в носовой башне, прямо по курсу корабля — то вся верхняя палуба его оказалась уничтоженной (вместе с теми, кто под ней находился) не хуже, чем если бы по этой палубе пришелся удачный залп целой французской эскадры!

Современные историки часто пеняют французским кораблестроителям за большие сроки строительства этой серии броненосцев — почти 10 лет — и на этом основании объявляют всю серию заведомо устаревшей. Заметим, что скоростроительность англичан ну никак не проявлялась в производстве стволов главного калибра, в результате чего новейшие «адмиралы» годами отстаивались у причальной стенки своих заводов. Даже обыватель понимает, что броненосец, чьи орудия находятся на заводе, все-таки как-то не так сильно влияет на соотношение военно-морских сил… А если мы учтем, что французы не брезговали вносить усовершенствования в процессе строительства (в отличие от британцев, крепко севших в это время «в лужу» со своей артиллерией, а впоследствии они умудрялись в процессе строительства даже менять калибр средней артиллерии и модели орудий, отнюдь не заморачиваясь ускорением технологического процесса производства корпуса корабля), то все окажется совсем не так плохо для французского флота.

Первоначально планировалось построить по проекту «Марсо» не три, а четыре корабля; но уже на стадии проектирования «Ош» претерпел существенные изменения: схема бронирования в основном сохранена, но слишком уж высокий корпус был срезан почти наполовину. Броненосец получил смешанное вооружение главного калибра при той же ромбической схеме, но в другой комбинации. Два 340-мм орудия той же модели, что и на «Маженте», помещались в башенных установках в носу и корме, а два 274-мм — в узких барбетах в середине корпуса. Забронирована вся артиллерия была солидно — и башни, и барбеты имели толщину 406 мм. Этот линейный корабль стал рекордсменом среди ровесников своего класса по средней артиллерии, имея восемнадцать 138-мм пушек, замененных впоследствии на двенадцать модернизированных патронных орудий. В общем, вошедший в строй на год раньше своих чисто барбетных собратьев, «Ош» мог бы стать довольно удачным броненосцем, если бы не обилие надстроек. Из-за их нагромождения новая боевая единица французского флота получила среди своих моряков насмешливое прозвище «Гранд-Отель», уж никак не украшающее линейный корабль, являющийся главной силой флота! Странно, но мысль о том, чтобы свести к разумной норме как площадь небронированного борта, так и надстройки, не приходила в голову французским кораблестроителям на протяжении двух десятков лет.

Перейти к полному тексту статьи



Ключевые слова: