Архив номеров НиТ

Таганрогский маяк

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Таганрогский залив

Быстротекущая жизнь оставляет нам лишь воспоминания. Сегодня, оказавшись на родине Антона Павловича Чехова, не пытайтесь найти популярную достопримечательность тогдашнего города — белую 22-метровую каменную башню Таганрогского маяка со стеклянным цилиндром фонарного сооружения и серым куполом, увенчанным металлическим шаром с золоченым трехметровым крестом.
Маяк, построенный за год до отъезда восемнадцатилетнего Антона Чехова на постоянное место жительства к родителям в Москву, отслужив почти век, начал «падать», подобно итальянской Пизанской башне. Происходило это, как установили гидрологи, из-за одностороннего подмыва почвы под его фундаментом. Башню неоднократно пытались «выправить», но безуспешно. К началу 70-х годов прошлого века отклонение продольной оси башни от вертикали места составило более полуметра, и маяк признали аварийным. В 1971 году его разобрали. Собирались было восстановить, но дальше разговоров дело не пошло. И теперь узнать, как он выглядел, можно лишь из пожелтевших от времени фотографий на стендах краеведческого музея, да старых почтовых открыток местных картофилов. А маяк заслуживает памяти. Он был одним из первых маяков с электрическим освещением не только в России, но и в мире.

Путь к причалу

К середине XIX века Таганрог, основанный Петром I как крепость и гавань для военных судов, стал крупным международным торговым портом на юге империи. Высокая интенсивность движения и постоянно растущий тоннаж судов начали создавать проблемы безопасного плавания на подходах к Таганрогскому порту. В 1868 году Главный попечитель купеческого судоходства на Азове обратился в Дирекцию маяков Черного и Азовского морей с просьбой: «ввиду быстрого развития пароходного движения на водах Таганрогского залива и по Дону... поставить маяки пред входом в устья Дона... или на Таганрогском мысу...». Просьбу поддержал новороссийский и бессарабский генерал-губернатор Н.М. Коцебу. В декабре того же года Таганрог посетили главный командир Николаевского порта вице-адмирал Б.А. Глазенап и директор маяков Черного и Азовского морей капитан 1 ранга В.И. Зарудный. Они тщательно осмотрели залив, выбрали место для башни на возвышенном Таганрогском мысе в юго-восточной части города, примерно в трехстах саженях от причальной стенки, и свои предложения направили в Морское министерство. Однако военный министр отказался финансировать строительство, мотивируя тем, что Таганрог давно (с 1783) утратил свое значение как военный порт и этим вопросом должно заниматься «торговое мореплавание, находящееся в ведении министра финансов». Тогда Н.М. Коцебу обратился к руководству Волго-Донской железной дороги и заинтересованным пароходным компаниям с предложением построить маяк на паях. Железнодорожники и судовладельцы предложение поддержали, собрав на благое дело 120 тысяч рублей. По тем временам этих денег с лихвой хватало на строительство двух средних маяков, но Таганрогские купцы и промышленники, привыкшие к размаху и роскоши, решили не мелочиться и в пику одесситам построить электрический маяк с секторными огнями.
Изготовить проект подрядилась Дирекция маяков Черного и Азовского морей. Она же произвела тщательные гидрографические исследования Таганрогского залива с целью выбора наиболее эффективных углов освещения и сделала заграничный заказ на осветительное оборудование (фонарное сооружение, осветительный аппарат и др.), которое благополучно доставил заказчику 25 мая 1877 года специально отряженный для этого пароход. Около 700 пудов ценного груза сложили на складах Николаевского адмиралтейства.

Несмотря на отказ Морского ведомства финансировать постройку маяка, городские власти удовлетворили ходатайство главного командира Черноморского флота и портов о выделении земли. Постановлениями от 5 июля и 24 октября 1877 года городское управление уступало «безвозмездно на все время действия маяка в Таганроге» 625 кв. сажен земли под устройство маяка, жилого дома для смотрителя и служителей, здания метеорологической станции и технических сооружений. Еще 750 кв. сажен выделялось «для посадки при нем сада с условием, чтобы вход в сад был открыт для публики». На выделенных землях развернулось масштабное строительство. Мемориальная доска, торжественно укрепленная на цоколе башни и освященная настоятелем храма, сообщала: «Построен в 1878 году при главном командире Черноморского флота и портов генерал-адъютанте адмирале Николае Андреевиче Аркас». Николая Андреевича с Таганрогскими судовладельцами связывала тесная дружба еще с (1856) его бытности директором «Русского общества пароходства и торговли».

Перейти к полному тексту статьи