Архив номеров НиТ

Воздушный богатырь по имени «Ил». Часть 3

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Американский военно-транспортный самолет С-141В

Аналог

Зарубежным аналогом Ил-76 принято считать американский ВТС С-141А. Хотя советский самолет вступил в строй почти на 10 лет позже С-141А, в 1974 году, обе машины выдержали глубокую модернизацию, благодаря которой и появились Ил-76МД (1982 г.) и С-141В (1977 г.), обладающие улучшенными характеристиками, — их-то мы и подвергнем сравнению.

Оба самолета предназначаются для переброски личного состава, военных грузов и боевой техники, а также для посадочного, парашютного и беспарашютного (кроме личного состава, конечно) десантирования, а также для перевозки раненых и больных, т.е. способны выполнять «полный набор» задач самолетов ВТА. Однако если Ил-76 обладает способностями по тактической переброске войск и грузов, то С-141В, вследствие его оснащения системой дозаправки в воздухе, — стратегическими. Это его основное преимущество.

Ил-76 превосходит своего собрата по классу по массе десантной нагрузки на 6 тонн (48 и 42 тонны соответственно), по ширине (3.45 против 3.1 м) и высоте (3.4 против 2.8 м) грузовой кабины, но уступает по ее длине 20.0 м (24.5 м — с рампой) против 28.4 (31.8) м соответственно и объему 300 м3 и 323 м3 соответственно.

Ил-76МД имеет преимущество и в количестве перевозимого личного состава — 225 человек (со второй палубой) и 154 человек соответственно, 107 и 80 раненых, а также по величине нагрузки (груз плюс топливо): 94 т против 89 т. Однако С-141В превосходит наш самолет по показателю весовой отдачи — 0.583 и 0.495, а также по количеству перевозимых десантников — 127 и 126 соответственно.

Силовая установка мощнее у Ил-76МД: 48000 кгс против 38100 кгс у «Старлифтера», уступает он нашему самолету и по тяговооруженности: 0.244 против 0.253. Зато американский самолет превосходит свой аналог по максимальной скорости полета — 920 и 870 км/ч соответственно и по перегоночной дальности — 10400 против 9000 км.

Масса заправляемого топлива больше у Ил-76, однако это с лихвой компенсируется наличием системы дозаправки и более экономичными двигателями у С-141В. Однако если брать в расчет полет с различной массой грузов без дозаправки, то по дальности полета с максимальным грузом в 4500 км Ил-76 незначительно превосходит своего конкурента, а далее разрыв в дальностях еще более возрастает.

Положительными особенностями обеих машин являются: возможность десантирования с малых высот, а также автономность подготовки к полету в отрыве от основного аэродрома (до 2 месяцев). Кроме того, самолеты имеют грузолюки больших размеров и оборудование для погрузки и разгрузки, что существенно убыстряет процесс их готовности к выполнению полетов. Однако Ил-76 обладает огромным преимуществом перед С-141В, т.к. он может использоваться с грунтовых, снежных, ледовых ВПП, что при ведении современной войны означает многое. А его американский аналог из-за низкого расположения двигателей может эксплуатироваться только с бетонных ВПП.

Перейти к полному тексту статьи