Архив номеров НиТ

Календарные анахроизмы

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Перейти к полному тексту статьи


Древнегреческий ученый Гиппарх


Введение

Несколько лет назад та часть человечества, которая пользуется летоисчислением от рождества Христова, можно сказать, дважды встречала новое (третье) тысячелетие — ошибочно в 2000 году и правильно в 2001 году. Вероятно, свою роль в этом массовом заблуждении сыграла позиция разного рода дельцов, которые дважды состригли купоны на юбилее, но не меньшее значение имело нежелание обывателя, в массе своей, хоть чуть-чуть напрячь мозги и решить эту элементарнейшую математическую "задачу". И если многие люди не могут самостоятельно разобраться даже в таком вопросе, не более сложном, чем дважды два, позволяя вешать себе лапшу на уши, то что уж говорить о другой календарной проблеме! Речь идет о том, какой календарь является более точным — григорианский (новый стиль) или юлианский (старый стиль). За последний яростно цепляется Русская православная церковь (кроме нее на новый стиль не перешли только Сербская и Иерусалимская церкви), а россияне благополучно встречают благодаря этому так называемый «старый новый год», причем многие искренне верят, что юлианский календарь действительно точнее. Да что говорить о простых смертных, если даже законодатели не понимают сути различий между календарями! Свидетельством тому — Закон от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ "О днях воинской славы (победных) днях России". Там ко всем датам по старому стилю дается поправка в 13 дней, верная лишь для XX-XXI веков. Господа депутаты, видимо, даже не вспомнили (хотя бы по дню рождения Ленина — 10 (22) апреля), что для XIX века эта поправка уже 12 дней, для других иная. Более того, государство, живущее по григорианскому календарю, сделало реверанс православной церкви и узаконило (парадокс!) празднование Рождества по-юлиански 7 января.

Попробуем вместе разобраться в этой проблеме. Заранее приношу извинения, что буду время от времени прибегать к расчетам и цифрам, но без них не обойтись.

Время с астрономической точки зрения

С незапамятных времен человечество измеряло время с использованием астрономических явлений, обусловленных движением небесных светил, в первую очередь Земли и Луны. Единицей измерения больших интервалов времени стал год (период обращения Земли вокруг Солнца), поскольку с этой единицей связан цикл изменений в природе; временных промежутков поменьше — цикл смены лунных фаз (синодический месяц), который постепенно трансформировался в используемый ныне календарный месяц.

Вращение Земли вокруг оси относительно звезд определяет звездное время, но собственные движения звезд изучены недостаточно, поэтому звездное время измеряют относительно весеннего равноденствия точки, движение которой среди звезд хорошо известно. Это время необходимо при астрономических наблюдениях, в геодезических измерениях, навигации и так далее. В практической жизни оно неудобно, так как не согласуется со сменой дня и ночи. Поэтому на практике употребляется солнечное время. Запомним это!

Год, напомню, это промежуток времени, близкий по продолжительности к периоду обращения Земли вокруг Солнца. Довольно с высокой точностью его удалось измерить, несмотря на несовершенство тогдашних средств измерений, в Древнем Китае и Древнем Египте. А древнегреческий ученый Гиппарх во II в. до н.э. определил, что год равен "365 1/4 дня без 1/300 дня", что отличается от полученных в наше время результатов только на шесть с половиной минут. Движение Земли вокруг Солнца — весьма сложная штука, поэтому в разных областях науки и практики существуют несколько отличающихся друг от друга понятий года. Для целей данной статьи достаточно двух — сидерического и тропического.

Звездный (сидерический) год — это промежуток времени, в течение которого Солнце совершает свой видимый годичный путь по небесной сфере относительно звезд. Он равен 365,256360 суток.

Тропический год (365,242196 суток) — промежуток времени между двумя последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия (точка пересечения эклиптики, проекции земной орбиты и небесного экватора (проекции земного экватора на небесную сферу)); что соответствует периоду, в течение которого на Земле происходит смена времен года. Именно по этим соображениям (а также из-за большей практичности использования солнечного времени по сравнению со звездным, о чем говорилось выше) календари основываются на тропическом годе.

Рождение юлианского календаря

Древнеримский юлианский календарь во многом основывался на египетском солнечном календаре, который возник за 4 тысячи лет до нашей эры. Египетские жрецы установили, что ежегодные разливы Нила наступали сразу после летнего солнцестояния (сейчас это 21-22 июня) вместе с появлением в лучах утренней зари "звезды Нила" (гелиакический восход Сириуса впервые после 70-суточного периода невидимости).

Продолжительность наступавшего после разлива хозяйственного года (период между двумя летними солнцестояниями) первоначально была установлена в 360, а затем в 365 суток. Дополнительные пять дней солнечного года не прибавлялись ни к одному из двенадцати 30-дневных месяцев и праздновались в конце цикла как дни рождения детей от союза бога земли Геба и богини неба Нут: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды. Календарный год получился чуть короче периода между двумя восходами "звезды Нила" ("года Сириуса", равного 365,25 суток, что лишь немного отличается от тропического года). В результате каждые четыре года летний восход звезды запаздывал на один день календаря. Поправку египтяне не сделали, поскольку их устраивало, что праздники с жертвоприношением богам случались не в одни и те же дни, а постепенно перемещались и таким образом "освящали" все месяцы.

Римляне до середины VIII века до н. э. использовали календарь, в котором год состоял из 10 месяцев (304 дня). Остававшийся промежуток времени на месяцы не разделялся. Люди ждали прихода весны, чтобы опять начать счет по месяцам. Впоследствии календарь реформировался при диктаторе Нуме Помпилии (около 673 до н. э.). Был введен лунный год в 354 дня (затем — в 355 дней), появились и два новых месяца (январь и февраль). Для согласования счета времени по Луне с Солнцем через год вставлялся дополнительный месяц — мерцедоний (от латинского "marcere" ("увядать"): месяц как бы увядал в конце одного двулетия; по другой версии — от "marces" ("плата"): в мерцедоний заканчивались денежные расчеты по прошедшему году). Средняя продолжительность календарного года составляла 366,25 суток (на сутки больше истинной). Приходилось иногда увеличивать или уменьшать количество дней в мерцедоний. Это право, согласно закону Мания Ацилия Глабриона, с 191 года до н. э. было предоставлено римским понтификам во главе с верховным жрецом. Это породило множество злоупотреблений. Понтифики удлиняли сроки пребывания на общественных должностях для своих друзей или за взятку укорачивали эти сроки для их противников. В сочетании с неточностью определения продолжительности циклов Солнца и Луны и некратностью их целым числам к периоду правления Цезаря календарь существенно деформировался и не совпадал ни с движением Солнца, ни с фазами Луны. К примеру, следуя календарю, праздник жатвы отмечали зимой (в связи с этим Вольтер однажды сказал: "Римские полководцы всегда побеждали, но они никогда не знали, в какой день это случалось"). К этому времени календарь создавал столько путаницы, что превратился в большую проблему, которую и решил Гай Юлий Цезарь, познакомившийся в Египте с тамошним солнечным календарем.

Цезарь поручил создание нового календаря группе астрономов из Александрийской обсерватории во главе с известным ученым Созигеном. Среднюю продолжительность солнечного года приняли равной 365,25 суток. Правда, лет за 75 до реформы греческий астроном Гиппарх, как уже упоминалось, установил, что год на самом деле чуть меньше. Скорее всего, Созиген знал об этом, но из практических соображений пренебрег казавшейся ему незначительной величиной. Однако запомним и ее, ибо в этой малости скрывается разница между юлианским и григорианским календарями!

Разумеется, календарный год должен содержать целое число дней, поэтому после реформы предписывалось считать в трех из каждых четырех лет по 365, а в последнем — 366 дней. Дополнительный день вводился между 24 и 25 февраля и назывался "bis sextum Kal. Mart" ("дважды шестой до мартовских календ"), поскольку считали дни в месяце в обратном порядке (не "24 февраля", а "шестой день до мартовских календ"). Год с дополнительным днем получил название "annus bissextilis" (биссекстилис). Византийские греки произносили "б" как "в", от них слово пришло на Русь, где превратилось в "високосный".

Счет дней по новому календарю был начат с 1 января 45 года до н. э., поскольку в этот день с 153 года до н.э. вступали в должность вновь избранные римские консулы. Теперь волею Цезаря 1 января стало началом года. Правда, по упоминавшемся выше причинам календарь уже ушел вперед от смены времен года на 90 дней, и 1 января календарного года должно было бы выпасть на 3 октября. Из-за этого в предреформенный год вставили три дополнительных месяца: мерцедоний (23 дня) и два безымянных (33 и 34 дня) между ноябрем и декабрем, В итоге "год великой путаницы" (annus confusiosus), как его позже назвали, состоял из 445 дней.

За правильностью счисления времени вновь поручили следить членам высшей жреческой коллегии, которые не то из-за небрежности, не то из-за невежества первое время объявляли високосным не каждый четвертый, а каждый третий год. В итоге с 44 по 9 год до н. э. было введено двенадцать високосных лет вместо девяти. Правильное применение юлианского календаря началось при Августе: чтобы устранить накопившуюся погрешность в три дня, добавочные дни в феврале 5 и 1 гг. до н. э. и 4 г. н. э. не вставлялись.

Как известно, в числе различных календарей, которыми люди пользуются испокон веков, особую роль занимают календари лунные. Важно знать именно правильный лунный календарь. Имея достоверную информацию на портале www.nicelady.ru, желающие могут точно знать когда будет новолуние в декабре по лунному календарю, в какие дни месяца луна будет убывающей, а в какие - растущей. Вы не знаете как это использовать? А многие знают и эта информация им помогает в личной и общественной жизни. По крайней мере они так верят.