Архив номеров НиТ

Ту-144: Трудный путь в небо. Часть 1

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 


Основной конкурент Ту-144 — СПС «Конкорд»


Это была гордость — не только авиапромышленности, но и всего Советского Союза. Это была такая же гордость, как 1957-м или 1961-м. Или почти такая же. Гордость за свою могучую страну, которая смогла, сделала, построила. И вновь обогнала... И хотя многие и тогда, и тем более сейчас прекрасно понимали, какой ценой даются такие победы, осознание этого все же уступало место гордости.

И вдруг — катастрофа. Совершеннейший, казалось бы, самолет, чудо техники, рухнул на глазах у всего мира. Погибли люди — опытные пилоты-испытатели и французские граждане. Был нанесен и серьезный удар по престижу сверхдержавы.

Эта ситуация, с одной стороны, выглядит странно, а с другой — встречается довольно часто. 3 июня 1973 года за происходящим в небе над знаменитым аэродромом Ле-Бурже наблюдали тысячи людей, момент аварии был заснят на несколько фото- и кинокамер. Самолет упал компактно, не в воду, все обломки и другие «вещественные доказательства» были доступны. Все обстоятельства катастрофы — известны, события — расписаны посекундно. И тем не менее гибель борта 77102 остается одной из самых главных загадок в истории мировой авиации.

Почему же упал Ту-144? Что стало причиной этого? Неисправность самолета или недостатки его конструкции? То, что принято называть «человеческим фактором» — фатальные ошибки пилотов или наземных служб? Или же... Или же это был заговор, четко спланированный и исполненный?

Сразу же хотелось бы предупредить читателя: в этой статье не будет однозначного ответа на эти вопросы. Наша задача в другом: беспристрастно изложить все версии и предложить читателю сделать свой вывод.

Естественно, что начинать анализ событий мы начнем задолго до 1973 года, иначе многие обстоятельства, которые могли повлиять на произошедшее, останутся «за кадром».

Сверхзвуковая эра в авиации началась 14 октября 1947 года, когда летчик американских ВВС Чак Йегер (Игер) на самолете «Bell Х-1» в горизонтальном полете достиг скорости 1,06 Маха. Ответ Советского Союза последовал 26 декабря 1948 года — пилот Олег Соколовский (вскоре, к сожалению, погибший) на самолете Ла-176 превысил скорость звука.
В 1953 году на вооружение американских ВВС был поставлен «F-100 North Sabre» — первый серийный сверхзвуковой самолет. Его советский конкурент — МиГ-19 — совершил первый испытательный полет в начале 1954 года, а в следующем году уже серийные машины начали поступать в части.
Гонка за скоростью шла стремительными темпами. Уже в 1964 году поднялся в воздух знаменитый SR-71, он же «Блекберд» — созданный компанией «Локхид» самолет-разведчик, способный развивать скорость свыше 3 Мах, т.е. больше 3300 км/ч. Именно этому самолету и поныне принадлежит абсолютный рекорд скорости среди пилотируемых самолетов с прямоточными двигателями — 3529,56 км/ч.

На первых порах сверхзвук был прерогативой исключительно военной авиации. Естественно, что сверхзвуковые истребители не могли быть прототипами для создания пассажирских лайнеров, слишком уж разными были у них задачи. Но уже в начале 1950-х годов начались работы по созданию сверхзвуковых бомбардировщиков. А это было уже гораздо ближе, ведь, по сути своей, и бомбардировщик, и пассажирский самолет прежде всего должны уметь доставлять значительный груз на дальнее расстояние. Американцы и здесь были первыми — 11 ноября 1956 года совершил первый полет прототип самолета «Convair В-58 Hustler», который стал первым в мире сверхзвуковым бомбардировщиком. Через три года состоялись испытания Ту-22 — первенца советской сверхзвуковой бомбардировочной авиации.
Соединенные Штаты и Советский Союз были ведущими, но отнюдь не единственными участниками «гонки за сверхзвуком». Серьезное внимание этому вопросу уделялось и в Великобритании. Фирма «Fairey», которая занялась исследованиями свойств треугольного крыла еще во время Второй мировой, в 1954 году создала самолет FD.2 — так называемый среднеплан, выполненный по схеме «бесхвостка», с треугольным (срезанным на концах) крылом. На этом самолете было установлено несколько рекордов, в том числе и при полетах на дальние расстояния.

Перейти к полному тексту статьи