Архив номеров НиТ

У тебя есть МАГ?

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Томас Эдисон и его фонограф


РАДИОАППАРАТ, ДАВАВШИЙ СВОБОДУ

Они позволяли прослушать собственноручно записанную на магнитную ленту музыку «из-за бугра». И фанатичные поклонники Гленна Миллера и Элвиса Пресли сначала выискивали ее по радиоприемникам на всех диапазонах радиоволн, при удаче записывая через свои громоздкие «бобинные» магнитофоны. Радиоохота на музыку велась в любое время дня и ночи, во все времена года. Основным диапазоном для поиска мелодий был средневолновый, наилучшее прохождение радиосигналов в котором  — от заката и до рассвета. Коротковолновые диапазоны обшаривались с особой тщательностью. Ведь возможная дальность связи на них огромна, можно принять радиостанции со всех концов мира. Вот только прием радиосигнала на коротких волнах напоминает рыбалку: там, где вчера не поймал ничего, завтра вдруг удалось записать великолепный концерт. И радовались меломаны записанным мелодиям, несмотря на то, что вместе с ними записывались и помехи, да и сигнал часто был неровным, то усиливаясь, то затухая…

Магнитофоны были далеко не у всех. В отличие от телевизоров и радиол, выпускавшихся во все больших количествах и бывших одним из пунктов государственной статистической отчетности, производство магнитофонов особенно не форсировали. Наверное, по той причине, что у их владельцев появлялась определенная степень свободы. Ведь репертуар выпускавшихся в продажу граммофонных пластинок контролировался, и всякие там «чуждые советскому человеку» «буги-вуги», «рок-н-роллы» и «твисты» на прилавках до начала 70-х появлялись очень редко. Владельцы же «МАГов», записав концерт Элвиса Пресли или заглушавшиеся в те времена «ВВС», «Голос Америки» и другие радиостанции, становились потенциальными носителями и распространителями «враждебной информации». А с таковыми боролись нещадно, потому даже пишущие машинки в учреждениях перед праздниками собирались все в одном помещении, где и опечатывались, а тиражирование того же Пресли могло обернуться для «предпринимателя» хорошим сроком с конфискацией имущества. И все же звукозаписывающие аппараты, использовавшие для записи звука магнитную ленту, успешно пробивали себе дорогу. Путь был долгим…

ОТ «ФОНОГРАФА» ДО «ЭЛЕКТРОФОНА»

История звукозаписи началась 3 апреля 1877 года. В этот день французский физик Шарль Кро представил Национальной академии наук Франции доклад «Трудности и процессы записи и воспроизведения явлений, воспринимаемых слухом». Гениальный американский изобретатель Томас Алва Эдисон за европейскими научными новостями следил внимательно. Великий экспериментатор, преодолев описанные французским физиком трудности упорным трудом, Эдисон в декабре того же года продемонстрировал обществу готовый прибор для записи звука на вращающийся валик, предварительно покрытый воском или оловянной фольгой. Игла, соединенная с гибкой мембраной и скользящая по валику, оставляла в воске след, глубина которого соответствовала громкости звука и частоте его колебаний. Фонограф сразу нашел применение для записи голосов выдающихся людей. Но выпускать фонограммы в большом количестве, тиражировать или даже сделать две одинаковых было невозможно, ибо техника тех лет не позволяла скопировать валик с расчерченными звуком бороздками в глубину. Проблема...

Перейти к полному тексту статьи