Архив номеров НиТ

Древнеславянский космос. Часть 2

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Реконструированное древнеславянское жилище. Музей архитектуры и быта Средней Надднепрянщины (Переяслав-Хмельницкий)


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА

Квадратные в плане славянские жилища, в большом количестве обнаруженные на территории современной Украины, всегда четко ориентированы по сторонам света либо сторонами, либо углами. Вход обязательно находился с южной или юго-восточной стороны, а у противоположной стены складывали очаг. Такие же условия при строительстве человеческого жилья соблюдали и некоторые другие народы, например древние скандинавы. При этом вход в строения, посвященные предкам, «жилища смерти», устраивали на севере, который считался стороной смерти. Полагают, что и славянам были не чужды подобные представления. С этой точки зрения очень интересен образ избушки на курьих ножках, обращенной «к лесу передом». Очевидно, этот сказочный сюжет — смутное воспоминание о каких-то сооружениях, посвященных умершим предкам, где вход находился с «неправильной», непригодной для живых людей стороны. Образ севера (как стороны смерти) и образ леса (как мира внешнего) сливался в мифологическом сознании воедино. В жилом помещении от него отгораживались глухой стеной, а сложенный у этой стены очаг давал живым дополнительную защиту от потустороннего вторжения. Такая символика сторон света характерна для большинства европейских народов, но любопытно, что у некоторых индийских племен она другая. Стороной жизни является север, а смерть символизирует юг. Ведь предки этих племен пришли в места своего нынешнего обитания двигаясь с севера, а на юге простирался безбрежный океан.

Выделение четырех главных направлений, четырех сторон света (восток — запад, юг — север) — очень важная часть древнеславянского мировосприятия, отраженная в известном выражении «уйти на все четыре стороны», и во множестве народных песен и загадок. Такой, например:
Летела сова из красного села. Села сова на четыре кола.

Здесь «сова из красного села» — огненная птица, символ Мирового Света, обретающегося в центре мира, везде и нигде.
Каждую сторону света символизировал определенный цвет. Востоку соответствовал белый, югу — красный, северу — черный, западу — синий или зеленый. Золотой или желтый цвет в символическом плане рассматривался как усиленный вариант белого. Он мог соответствовать востоку, а мог ассоциироваться с некой мистической Пятой стороной, Срединой мира, вместилищем Мирового Огня. Образ этот передается в фольклоре то в виде огненной птицы меж четырех столбов, то одиноким золотым столбом, высящимся посреди двора-мирозданья. Иногда эти образы смешиваются, как в одной старинной украинской колядке:

Ой позволь нам, пан хозїiн,
Та й колядочку сказать,
Навкруги твого двора
Та й залiзнії тина.
Посеред твого двора
Стоїть стовп золотий,
А на тiм стовпi
Сидить птиця орел.

В этой колядке происходит отождествление дома и мира. С одной стороны, боги мыслятся обустраивающими мироздание точно так же, как хозяин обустраивает свою усадьбу. С другой стороны — скромная усадьба представляется как бы моделью космоса. Строительство дома и устройство подворья не просто утилитарное действие, а религиозный ритуал, воспроизводящий акт творения мира. Еще в начале XX в. мастера, приглашенные возвести крестьянское жилище, почитались обладателями могущественной чародейской силы. Полагали, что их неправильные действия могут причинить хозяину безвременную смерть.

Еще одна существенная особенность древнеславянского космоса — его деление на три яруса по вертикали. Люди обитают в средней части, более или менее огражденной от вторжений. В мифологии германских народов, вероятно, близкой славянской, мир людей называется Митгард, дословно Срединная Крепость. Его границы находятся под неусыпной охраной бога Тора. Один из эпитетов Тора — Страж Митгарда. Многими своими чертами он напоминает славянского Перуна.

Верхний ярус — Небо, находится во власти существ, чьей стихией является воздух и солнечный свет. Птица — их естественный символ. В качестве бога грома, небесного огня и возвышенностей Перун относится к Верхнему миру, но он также охранитель мира Срединного. Посвященным ему животным был конь. Дерево Перуна — дуб, причем не всякий, а растущий на возвышенностях. Священное число Перуна — четыре, ему посвящен четвертый день недели — четверг. Он устроил так, чтобы мир имел четыре стороны.
Символика нижнего, подземного уровня и его обитателей очень противоречива. Его воплощением чаще всего выступает змея, стихиями — земля и вода. С одной стороны Земля — пристанище смерти. С другой — это источник новой жизни. Все рождается из Земли и все возвращается в нее после смерти. Поэтому подземные божества (чаще это бывают богини) не только у славян, но и многих других народов выполняют очень разные, на первый взгляд взаимоисключающие функции. Так, греко-римская Персефона (она же Прозерпина) может выступать как юная и прекрасная богиня весны и плодородия, а может — как сумрачная властительница царства мертвых.

Перейти к полному тексту статьи