Архив номеров НиТ

Победители Испании

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

USS «Massachusetts» (BB2) в 1901г.



Когда напряженность в отношениях с Испанией достигла опасного предела, находящийся на Тихоокеанском побережье броненосец «Орегон» 19 марта принял в Сан-Франциско необходимый боезапас и направился в путешествие, ставшее одной из переломных точек американской военно-морской политики.

Первая остановка по пути на Карибский театр боевых действий состоялась в Кальяо. Традиционно после этого американские корабли делали еще одну бункеровку в Вальпараисо перед форсированием трудной в навигационном и природном отношении южной оконечности Южной Америки. Но командир броненосца Чарльз Кларк решил рискнуть и сэкономить пару лишних дней пути. По правде говоря, риск оказался вполне оправданным, хотя 16 апреля корабль попал в сильнейший шторм. Дело осложнялось наличием близкого скалистого берега, но, к счастью, все обошлось благополучно, и на следующий день «Орегон» вошел в Пунта-Аренас, где его уже поджидала канонерка «Мариэтта», также спешившая на восточное побережье. Но на этом численный рост отряда не закончился. В Бразилии американцы приобрели бывший вспомогательный крейсер «Нитерой» — один из немногих кораблей, вооруженных динамитными пневматическими орудиями. Впрочем, в данном случае это не имело никого значения, поскольку судно было приобретено исключительно как угольщик.
Некоторую пикантность переходу придало также наличие в устье Ла Платы испанского минного крейсера «Темерарио». Газеты на все лады даже начали рассказывать сказки, как непременно ночью коварные испанцы атакуют ничего не подозревавших американцев… Но все оказалось гораздо проще, испанец, выполнявший роль стационера, даже не пытался искать безнадежную встречу с американским отрядом, в противном случае это бы означало нарушение режима нейтралитета, а Испания во время войны с американцами дополнительных политических проблем избегала как только могла.

В итоге, после серии промежуточных стоянок, «Орегон» 24 мая бросил якорь в проливе Юпитер у побережья Флориды, преодолев 14000 миль за 66 дней.
С одной стороны, путешествие окончилось триумфом, продемонстрировавшим вполне удовлетворительную мореходность в сложных погодных условиях американских броненосцев. Но с другой стороны, следовал однозначный вывод — США как воздух требовался Панамский канал. Ибо потерять целых два месяца в переводе кораблей с одного побережья на другое нация позволить себе не могла. А отсюда следовало кардинальное изменение политики по отношению к своим соседям по американскому континенту…

Построив пару не очень удачных броненосцев «Техас» и «Мэн» по не слишком хорошим зарубежным проектам, американцы решили, наконец, искать свой путь, приведший в итоге к появлению ни на что не похожего типа истинно американского броненосца. А проектирование кораблей началось еще в конце 1880-х гг. с принятием закона о новом флоте, по которому предполагалось построить ни много ни мало 33 корабля и 167 мелких судов.

Бюро судостроения разработало несколько вариантов улучшенных мониторов, в результате в 1889 г. появился на свет проект, способный составить достойное противодействие лучшим зарубежным броненосцам. Хотя «мониторные» черты проявлялись в виде невысокого надводного борта, небольшого водоизмещения и скорости и ограниченной дальности плавания, конструкторы постарались, чтобы при этом корабль нес максимально возможное вооружение и бронирование. Именно этот проект и стал отправной точкой, когда 30 июня 1890 г. конгрессмены проголосовали за строительство трех новых броненосцев. В итоге после корректирования проекта броненосцы представляли собой корабли стандартным водоизмещением 10288 т.