Архив номеров НиТ

Эффигия — окаменевшая история рыцарства

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 



Прежде чем говорить об эффигиях, надо знать, что это такое. Эффигия (от лат. Effigies) — это скульптурное надгробие, т.е. изображение усопшего, выполненное из камня, дерева или металла. В средние века такие изображения выполнялись в лежащем, коленопреклоненном или стоящем виде и помещались над местом захоронения рыцарей либо представителей знати. Нередки были и парные эффигии — т.е. фигуры мужа и жены, а также совершенно плоские изображения, сделанные на медных либо бронзовых листах и наложенные на каменную надгробную плиту. Очень часто фигуры изображались со скрещенными руками или соединенными в молитве ладонями и с ногами, покоящимися на фигуре льва или собаки.

ВОПЛОЩЕННАЯ ПАМЯТЬ О ПРОШЛОМ

Ценность эффигий исключительно велика, так как это едва ли не единственные памятники средневековой рыцарской культуры, не только дошедшие до наших дней, но и к тому же неплохо сохранившиеся. Ведь подлинников оружия и особенно доспехов эпохи XII-XIV вв. обнаружено так мало, что их буквально можно пересчитать по пальцам. Кольчуга — всего одна, несколько «больших шлемов», три меча типа фелчен или фальшион, ну и так далее. Более поздних цельнокованых доспехов сохранилось значительно больше, однако многие из них представляют собой новоделы более позднего времени, так что о раннем рыцарском снаряжении мы знаем главным образом по дошедшим до наших дней миниатюрам из рукописных манускриптов. Но… рисунок он и есть рисунок, понять на них что к чему очень часто просто невозможно. Ну а эффигии — это скульптуры обычно в полный рост, на которых самым тщательным образом переданы все детали костюма и воинского снаряжения усопшего. Хотя на многих эффигиях немало повреждений, они все же сохранились намного лучше, чем, например, украшающие соборы и городские площади статуи. Дело в том, что знатных рыцарей хоронили в то время по обычаю под полом церквей и соборов, а сами эффигии располагались над ними. Вот святость этого места их и охраняла — войны и непогода особо их не затронули. И сегодня едва ли не в каждом английском соборе или церкви, как и на континенте, мы можем увидеть хотя бы одну-две эффигии, причем самые ценные сегодня даже огорожены, так как относятся к признанным памятникам национальной культуры.

Наиболее ранний известный случай использования королевской эффигии связан с погребением короля Эдуарда II (1327 г.), после чего такая практика для англичан стала регулярной. Но это отнюдь не означает, что в Англии они до этого отсутствовали. Совсем нет! Например, известный английский историк Кристофер Граветт считает наиболее ранним скульптурным изображением такого типа фигуру Уильяма Лонгспи в кафедральном соборе в Солсбери, датируемую приблизительно 1230-1240 гг. Правда, она была частично восстановлена в XIX в., но от этого хуже не стала.

Но, как считают другие английские историки, существуют и более ранние эффигии, например, скульптуры Роберта Беркли из собора в Бристоле, датируемая 1170 г., Жоффрея де Мандевиля, первого графа Эссекса, датируемая 1185 г. (хотя сам он и умер в 1144 г.!), в храмовой церкви в Лондоне, Уильяма Маршала, второго графа Пемброка (там же — 1231 г.) и множество других, не только именных, но и безымянных. Причем особенно много эффигий появилось в XIII — XIV вв., хотя они использовались и позднее. И на всех этих скульптурах мы видим рыцарей в полном снаряжении, с мечами, кинжалами и щитами, причем у одних фигур голова покоится на специальной подушке, а у других прямо под головой или рядом с ней находится еще и боевой шлем.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЭФФИГИЙ

Сначала эффигии появились в Англии, но поскольку рыцарская культура в то время была интернациональной, то очень скоро под влиянием англичан они появились также и во Франции, и в Германии, и в Испании, и, наконец, в Швейцарии, Италии и Дании. Причем интересно, что именно эффигиям в то время нередко доводилось зримо воплощать собой особу усопшего монарха. Первый такой случай относится к погребальной церемонии Карла VI (1422 г.). Кости и плоть короля, согласно обычаю, были доставлены из Руана (возможно, из Сен-Дени) в Вестминстерское аббатство, а эффигия, заменявшая его тело, покоилась при этом на крышке его гроба. В последующем практика использования эффигий во Франции была применена во время похорон Франциска I (1547 год) и при погребении Карла IX (1574 год). В то же время следует отметить, что эффигий так много, что именно они стали, в общем-то, главным источником информации о рыцарском вооружении и для того же К. Граветта в его книге «Рыцари. История английского рыцарства», опубликованной издательством «Эксмо» в 2010 г., и для капитального труда Дэвида Николя «Оружие и доспехи эпохи крестовых походов 1050-1350» (первый том которого был посвящен Западной Европе) (см.D. Nicolle. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050-1350. Western Europe and the Crusaders States. Greenhill Books, London.1999. 636p.)