Архив номеров НиТ

Боинг 737. Часть 1. Разработка и испытания

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Boeing 737-100, N73700, прототип Boeing 737



Боинг 737 в настоящий момент является самым популярным узкофюзеляжным реактивным пассажирским самолетом в мире: в любой момент времени в воздухе одновременно находится почти 1200 машин данного типа, а каждые 5 секунд где-то в мире взлетает очередной 737-й. Ему же принадлежит пальма первенства среди пассажирских самолетов с турбореактивными двигателями и по количеству построенных экземпляров: на сентябрь 2012 года поставлено более 7300 машин данного типа, еще более 2800 заказов находятся в стадии реализации.

В 1964 году, когда в Боинг начали работы над новым самолетом (Model 737) (хотя первые проработки начались еще в 1962-м), его основные конкуренты по рынку — ВАС 1-11 и DC-9 — уже проходили сертификацию.
Первоначально в фирме прогнозировали, что общий пакет заказов на новую машину составит 600 единиц. Знали бы тогда, что это значение будет превышено более чем в 16 раз!
С целью ускорения работ по новой машине в ее конструкции использовались технологии, хорошо себя зарекомендовавшие на Боинге 707 и 727 (например, «заимствован» их фюзеляж, правда, укороченный, а также хвостовое оперение Боинг 707). Так, степень унификации конструкции с Боинг 727 составила почти 60%.

Однако крыло пришлось значительно переработать, т.к. на статических испытаниях произошло разрушение одного из его элементов при нагрузках, меньших нормативных. Благодаря этому, машина получила модернизированное крыло, позволившее ей выполнять полеты с коротких ВПП и улучшившее характеристики крейсерского полета.
Изменения коснулись и силовой установки: двигателей теперь было не 4 и не 3, а 2. Первоначально выбрали двигатель Pratt & Whitney JT8D-1 тягой 6350 кгс, но после начала переговоров с компанией Люфтганза его заменили на JT8D-7, сохранявший такую же тягу, но при более высоких температурах. При желании заказчика на самолете могли устанавливаться и более мощные JT8D- 9 тягой по 6577 кгс.
Из «изюминок» машины стоит отметить то, что у 737-го нет створок отсека основных стоек шасси: они просто убираются в нижнюю часть фюзеляжа, практически не создавая аэродинамического сопротивления. Машина получила встроенный трап с электроприводом, устанавливаемый под левой передней дверью. Первоначально он разрабатывался для облегчения работы авиационных техников, однако с появлением бюджетных авиакомпаний получил «вторую жизнь» — через него осуществляется высадка-посадка пассажиров (так компании экономят на наземном обслуживании).