Архив номеров НиТ

100 лет гирокомпасу

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Герман Аншютц



На заседании Кайзеровского Императорского Географического Общества в Вене царило оживление. Маститые ученые улыбались. 29-летний участник двух Полярных экспедиций с целью покорения Северного полюса, окончившихся неудачно, преподаватель истории искусства Мюнхенского Университета доктор философии Герман Аншютц представлял проект подводной лодки, которая, пройдя под полярными льдами под управлением гироскопического компаса, всплывет точно на Северном полюсе, найдя трещину во льдах.

Внимательно выслушав доклад, академики и профессора доходчиво разъяснили дилетанту, что они восхищаются его героизмом и самопожертвованием как полярного исследователя, очень ценят его знания художников Возрождения, но над этой заманчивой идеей уже работали великие умы, прославленные ученые многих стран: Вернер фон Симменс в Германии, лорд Кельвин в Англии, Фуко во Франции, Ван ден Босс в Нидерландах.
Они уже разработали основные формулы и теоремы, описывающие поведение гироскопа, но все они пришли к выводу, что практическое использование этих законов невозможно ввиду огромного количества непреодолимых трудностей.
Может быть, через 100 лет, при сохранении нынешних темпов научно-технического прогресса, в начале 21 века эта мечта и осуществится...

Шел 1901 год. Забегая вперед отметим, что истина, как водится, посредине. В 1958 году первая американская атомная подводная лодка «Наутилус», оснащенная гирокомпасом конструкции Германа Аншютца, прошла под массами Арктического льда и стала первым в истории кораблем, достигшим Северного полюса. Доктор Г. Аншютц не дожил до этого момента 27 лет.
У молодого изобретателя энтузиазма не поубавилось. Он побывал на Кильской верфи Круппа, где проводились первые эксперименты с мореходными судами, способными погружаться под воду. Увлеченные идеями Г. Аншютца, кильские инженеры-судостроители разработали эскизный проект подводной лодки, отвечающей требованиям Арктических экспедиций.