Архив номеров НиТ

Взрыв по желанию. Исторический обзор управляемых минных полей Советского Союза. Часть 1

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

Рис. 1. Осколочно-заградительная мина ОЗМ-52



Минные поля во время оборонительного боя имеют большое значение, но в случае перехода в контратаку свои же собственные минные поля уже представляют препятствие для действий войск, хоть и известны их границы, что облегчает устройство проходов.
С целью устройства минных полей, которые в оборонительном бою противодействуют противнику, а при надобности не препятствуют проходу своих войск, и были созданы управляемые минные поля.

Часть 1. Тяжелые мины

В 1940 году на вооружение Красной Армии принимается мина ОЗМ-152, созданная в ГСКБ-47 Ульяновым Б.М. Это мощная противопехотная мина, которая предназначалась для установки ее в противопехотных минных полях в укрепленных районах.

Мина ОЗМ-152 (рис.1) состоит из корпуса, для которого использован корпус 152-мм артиллерийского снаряда с несколько измененной головной и донной частями, с навинтованным дном и крышкой с крюком, разрывного заряда тротила или аммотола, запального стакана для помещения дополнительного детонатора из двух тетриловых и трех тротиловых шашек, вкладываемых в мину при ее установке, взрывателя МВ-2, камеры вышибного заряда, представляющей собой стальной цилиндр с ввинченным дном, вышибного заряда с электрозапалом и троса. Камора насажена на донную часть чугунного корпуса и приварена к нему.
Взрывной механизм мины состоит из взрывателя МВ-2 (рис.2), ввернутого в резьбовое очко дна корпуса, и троса длиной 1,25 м и диаметром 5 мм, укрепленного одним концом в проушине спуска взрывателя, а другим — на крючке дна вышибной каморы.

При подаче электрического импульса электровоспламенитель поджигает пороховой заряд, и давлением пороховых газов корпус мины отрывается от каморы и подбрасывается вверх. Трос при вылете мины натягивается, срезает чеку взрывателя и вырывает спуск из корпуса взрывателя. Шток спуска, выйдя из своего гнезда, освобождает стопорный шарик, который выталкивается в боковой канал и этим освобождает ударник; последний накалывает капсюль-воспламенитель капсюля-детонатора, после чего происходит разрыв основного заряда мины.

К началу Великой Отечественной войны было изготовлено небольшое количество мин ОЗМ-152, т.к. их предполагалось устанавливать в укрепленных районах заранее, но в то же самое время тогдашние электропровода не обеспечивали надежную работоспособность при продолжительном нахождении в грунте.
Уже во время Великой Отечественной войны выявились недостатки мины ОЗМ-152, к которым относятся: сравнительная сложность устройства мины и взрывателя, сложность сборки и разборки мины, особенно в полевых условиях, трудность выполнения сварного шва вышибной каморы герметическим, что иногда приводило к отсыреванию порохового заряда. Кроме того, отмечались случаи разрыва мины в земле вследствие проникания к капсюлю-детонатору горячих пороховых газов через неплотности взрывателя.