Архив номеров НиТ

Аэростаты. Деньги на ветер? Часть 3

Рубрика журнала:

Номер журнала НиТ: 

На этом дирижабле 30-х гг. прошлого века имеется кабина
даже в нижнем руле направления



Мирное небо… под ногами

Бурное развитие аэростатов в мирное время пришлось на конец 20-х и первую половину 30-х годов ХХ века. Тогда были организованы межконтинентальные полеты дирижаблей с пассажирами на борту, причем в те годы для подъемной силы использовались два газа — гелий и водород. Добычу первого в необходимых количествах могла позволить себе тогда лишь Америка, и поэтому ее дирижабли отличались более высокой безопасностью эксплуатации.
В 1929 г. дирижабль «Цеппелин» облетел земной шар за 12 летных дней, имея на борту 30 тонн груза. При этом этот аппарат мог брать 54 пассажира, имел двухспальные каюты высшего класса, большую кают-компанию, горячую воду в ванных, буфет с электрокухней.

В 1936 г. уже упоминавшийся в начале статьи немецкий дирижабль «Гинденбург» поднимал 100 пассажиров. За 14 месяцев, с момента своего первого коммерческого рейса до катастрофы, он сделал 54 полета.

Не отставал от Европы и Дальний Восток. Любопытен следующий факт. При подготовке к войне против США японские метеорологи в конце 30-х гг. прошлого века обнаружили высотный воздушный поток, который дул от берегов страны восходящего солнца до берегов «единственной в мире страны с настоящей демократией». Да и сейчас, наверное, дует.
Было создано специальное подразделение, руководимое целым генерал-лейтенантом японской армии. Около 10 тысяч аэростатов, оснащенных часовыми механизмами бомбосбрасывания, устремились на восток по этому воздушному потоку. Около 900 из них достигли цели. Японское командование с нетерпением ожидало сообщений о разрушениях и панике, вызванных бомбардировками «из ниоткуда». Конечно, американцы со временем разобрались, откуда и каким образом падают бомбы на территорию Штатов, и приняли меры. Всякая информация о результатах японских аэростатных атак была засекречена. Это сбило с толку японцев, ведь нельзя было ни «пристреляться» по территории США, ни вообще доказать командованию саму целесообразность грандиозной затеи бомбежек. Запуски аэростатов-бомбардировщиков решили прекратить, но не отказаться от самой идеи. Неудачи с бомбометанием вынудили руководство спецподразделения заняться аэростатным делом по-иному: изменить задачи и внедрить шпионов-наблюдателей.

Продолжая использовать перспективное с военной точки зрения высотное воздушное течение, японцы теперь запланировали отправлять на территорию США специальные шары с зараженными насекомыми — эдакий способ доставки бактериологического оружия. Так как планировалось, что японские шпионы будут фиксировать время прилета и места падений груза, аэростаты поначалу запускались с обычными контейнерами с простым ничего не значащим грузом-заменителем. Американцы находили эти шары, но не могли понять, что бы это значило. А когда одолели с нашей помощью японцев, отделались далеко не легким испугом — ими были захвачены документы именно того спецподразделения, которое планировало уже бактериологически уничтожить американское население, а значит, флот и армию США. Ради любопытства американцы и сами попробовали повторить полеты аэростатов из Японии в Америку. И на пленку уже спокойно засняли, как теперь неопасные японские аэростаты летят по тому воздушному потоку к ним.

Вторая мировая

Во время Второй мировой войны аэростаты использовались всеми основными участниками боевых действий. Американцы и англичане успешно расширили задачи, выполняемые дирижаблями и аэростатами — они стали применяться для борьбы с подводными лодками и для патрулирования судов. Интересна такая цифра. Более тысячи судов морских конвоев успешно выполняли свои задачи военных поставок союзникам по Ленд-лизу с помощью 150 патрульных дирижаблей. Несли боевую службу аэростаты и над городами Англии.
Не отставали в этом и нацисты. Перед нападением на СССР было развернуто до 90% всех батарей привязных аэростатов вермахта. А часть самолетов Люфтваффе даже были оборудованы системой разрезания металлических тросов аэростатов (о чем более подробно можно прочесть в номере 6 журнала «Наука и Техника» за 2008 г. в статье о самолете Хенкель-111).

По воспоминаниям советских летчиков, немцы применяли аэростаты заграждения на подступах к своим городам и промышленным объектам и на исходе войны. Так, например, в небе на подступах к Берлину висело достаточное количество аэростатов, что затрудняло работу наших бомбардировщиков — приходилось подниматься на большую для бомбометания высоту, порядка до 7 км.

Ну и, конечно же, массовое применение аэростатов союзниками наблюдалось немцами при открытии Второго фронта.
На этом пока остановимся и возвратимся к советскому аэростато- и дирижаблестроению, ибо здесь тоже можно найти много интересного для любопытного читателя.

Аэростаты страны Советов

Начало «аэростатной активности» в СССР относится лишь к началу 20-х гг. прошлого века, что вполне объяснимо. Революция, гражданская война, интервенция, разруха и постановка экономики на рельсы развития не позволили нашей стране идти в ногу с зарубежными странами, хотя, конечно, про аэростаты никто не забывал.
В какой-то мере толчком в более ускоренном развитии отечественного дирижаблестроения послужил ряд международных мероприятий по аэронавтике. Например, весной 1922 г. в Лондоне и Риме состоялись международные дирижабельные конференции, в которых приняла участие и советская делегация, причем в Италии советских делегатов пришлось охранять итальянским коммунистам, т.к. чернорубашечники Муссолини угрожали им физической расправой.