Архив номеров НиТ

Как измерить интеллект?

Номер журнала: 



Интеллектуальный ресурс современной цивилизации является основой развития общества. По мере развития человечества проблемные ситуации в жизни усложнялись, поэтому с течением времени оценка интеллектуальных способностей каждого индивидуума становилась все более необходимой.


Интеллектуальные тесты

В ХХ веке ООН разработала «Индекс гуманитарного развития», который включает в себя, наряду с уровнем доходов населения, продолжительность жизни, уровень здравоохранения, степень грамотности населения, его доступ к знаниям и информации, к культурным ценностям и т.д. — целый комплекс показателей того, как государство распоряжается своим главным национальным богатством — людьми, их способностями и их потенциалом.

Впервые элементарные интеллектуальные тесты стали применять в Китае в VII веке: чиновники перед зачислением на должность проходили экзамен, где проверялись их умственные способности. И уже в XIX веке появилась идея о количественном измерении уровня развития человеческого разума всех претендующих на известность особ, которая с тех пор остается одним из основных направлений развития мировой науки. В 30-х годах прошлого столетия французские психологи во главе с Бине разработали элементарную методику определения интеллектуального уровня человека, предложив измерять его в «Роменролланах». Используя ее, они выявляли детей дошкольного возраста с низкими способностями, у которых могли бы возникнуть трудности в школе. Эти наработки в дальнейшем получили широкое распространение в передовых странах мира.

Для оценки умственных способностей человека Вальтер Штерн в 1912 году, а затем Льюис Терман в 1916 году впервые разработали количественный коэффициент интеллектуального развития индивидуума IQ (Intelligence quotient) — единственный количественный показатель в современной психологии, а также тесты на IQ — один из немногих повсеместно используемых технологий прикладной психологии. Коэффициент IQ — количественная оценка уровня интеллекта любого человека относительно среднестатистического человека такого же возраста. Он приобрел широкую известность и стал одним из определяющих показателей пригодности конкретного специалиста в определенной области учебы и деятельности. Вот почему этот метод широко используется на Западе и в США. Методические основы IQ достаточно хорошо проработаны практиками. Величина IQ показывает степень способности мыслить абстрактно, рассуждать, способности к решению задач и к приобретению знаний. Однако гениальный ум невозможно «измерить» каким-либо методом, даже IQ. Но других, более надежных, способов оценки интеллектуальных способностей человека в настоящее время нет и, по всей вероятности, не последует.